Меню

Главная

Новости

Правовое поле

Этическое поле

Переписка

Книжная полка

"Серебряное перо губернии"

Фотогалерея





Погода в Саратове
Яндекс.Погода
Наши друзья

Саратовское региональное отделение "Союза журналистов России"


Наши друзья

Cоюз журналистов России


Наши друзья

Информационный портал для молодых журналистов


Наши друзья

Литературный интернет-журнал "Начинающий писатель".


Номинация «Мир глазами детей»

Участвуйте в областном конкурсе юных журналистов

«Серебряное перо Губернии»

Учредителями Конкурса являются Министерство образования Саратовской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск».

Конкурс проводится совместно с Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» - при участии Института филологии и журналистики СГУ, при поддержке Министерства информации и печати Саратовской области.

Листая страницы старого альбома…

Ольга Карташова, ученица 9 класса МБОУ СОШ №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области

В старом альбоме находится след,

Спрятанных памятью судеб и лет...

Лев Зазерский

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». А что мы знаем о прошлом своего края, своего посёлка, деревни, села? Какие названия они носили? Кто в них жил? Чем увлекались?

Я живу в живописном месте с удивительным названием Лысые Горы. Но народная память сохранила другие названия, связанные с именами владельцев имений в окрестностях нашего посёлка: Графщина, Бахметьевка, Шереметьевка.

В фондах школьного краеведческого музея хранится фотоальбом, принадлежавший некогда Богомоловой Наталье Александровне, гувернантке семьи Бахметьевых. Альбом начат Натальей Александровной 26 августа 1868 года, а в 2010 году передан в дар школьному музею её внучатой племянницей Тамарой Ивановной Кузенковой.

Невозможно выразить словами то необычное чувство, которое испытываешь, когда держишь в руках альбом в кожаном переплёте с металлической застёжкой и золотым тиснением страниц.

На первой странице альбома мы видим фотографию Натальи Александровны Богомоловой.

Листая страницы старого альбома, невольно переносишься почти на полтора века назад и, глядя на фотографии наших земляков, представляешь их жизнь, видишь причёски и костюмы 19 столетия, чувствуя какую-то нерасторжимую связь с прошлым. На память приходят строки Булата Окуджавы:

Льются с этих фотографий океаны биографий,

Жизнь, в которых вся до дна с нашей переплетена.

Среди фотографий альбома мы видим и фотографию хозяина имения Николая Ивановича Бахметьева.

Но это было не обычное имение помещика-крепостника, а культурный оазис, который был известен в то время не только в Саратове, но и в Санкт-Петербурге.

Николай Иванович Бахметьев родился в 1807 году в селе Новая Бахметьевка. Ребёнок проявил талант к музыке. С 12 лет отлично играл на скрипке. Но для дворянина о карьере музыканта и речи быть не могло, поэтому его определили в пажеский корпус, а затем на военную службу.

Но, выйдя в отставку полковником в 1842 году, Бахметьев не забыл о музыке, а, вернувшись в родовое поместье Бахметьевых, сформировал хор, оркестр и домашний театр из крепостных крестьян (в подтверждении этого в альбоме есть фотография человека на сцене в костюме).

Вскоре широко развернулась и композиторская его деятельность. В1840-1850 гг. среди музыкальной общественности Саратова приобретает известность композитор Н.И. Бахметьев.

Николай Иванович создал около 120 сочинений, 32 из них духовные. Им написан квартет для струнных инструментов, несколько романсов (наиболее известных) – «Песнь ямщика», «Спи младенец мой прекрасный», «Борода ль моя Бородушка», «Колечко» на стихи помещика Тимофеева Алексея Васильевича и другие. Песню «Колечко» исполняла в двадцатом веке Людмила Зыкина.

Бахметьев не только дирижировал оркестром и хором, но и выступал с исполнением сольных номеров на скрипке: «Прощание воина», «Воспоминания Нормы» Беллини, фантазии из русских песен.

В далеком от столиц захолустном селе оркестр под управлением Бахметьева исполнял многие классические произведения, в том числе знаменитую 9 симфонию Бетховена.

Дом Бахметьева, несмотря на отдаленность от центра, был всегда полон гостей. Они приезжали на концерты и спектакли к Бахметьеву. Вот как описывает современник пристрастие к певчим помещика Бахметьева:

«Николай Иванович унаследовал от отца любовь к пению и музыке до страсти. Красавец собой, как бывший придворный с утонченными манерами, всегда любезный, ласковый, говорящий всегда с улыбкой на устах, гостеприимный до крайности, он всякого обвораживал …. В хору у помещика большая часть дискантов, альтов и теноров были девушки и женщины.

Николай Иванович всегда был хлебосолом и гостей всегда был полон дом, но теперь молодой жене, родившейся и выросшей в Петербурге, развлечения были необходимы. Иначе ей житьё в Саратовской глуши, да еще в деревне, было хуже каторги. Поэтому гости, музыка, пение, фейерверки, гуляние по лесам, пикники каждый день! Пение и музыку сам хозяин любил до страсти и любил похвастаться перед другими».

После музыки, пения, танцев, гуляний и прочих удовольствий к Бахметьеву нередко приходило желание позабавить гостей обедней, и он, обращаясь к ним, говорил: «А как у меня певчие поют обедню! Не угодно ли послушать?». Гости обычно соглашались, и барин приказывал священнику на завтра служить обедню.

По имеющимся сведениям Иоанно-Предтеченская церковь в селе Бахметьевка построена на средства помещика Николая Ивановича. Церковь каменная была огорожена оградой, на каждом столбе которой был синий стеклянный шар. При церкви был небольшой сад, засаженный сиренью, акацией и черёмухой.

Идя в церковь, все наслаждались превосходной музыкой, которую артистически выдавал церковный сторож, прошедший специальную подготовку в Саратове.

В труппе Бахметьева имелись неплохие голоса. Бахметьев нередко привозил своих музыкантов и певцов в Саратов, давал здесь концерты, устраивал музыкальные вечера и даже ставил сцены из опер, например, из романтической оперы «Карл Смелый» Р.Зотова.

В 1850-е годы был преподавателем музыки Саратовского Мариинского института благородных девиц.

В 1861 году Бахметьеву пришлось попрощаться со своим оркестром, хором и театром, потому что он был вынужден отпустить своих крепостных после отмены крепостного права. С тем и завершились театральные и музыкальные забавы в Новой Бахметьевке. А сам он был назначен директором Императорской певческой капеллы.

Помимо оригинальных сочинений в 1869 г. под редакцией Бахметьева был издан новый “Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый”.

На окраинах Саратова, когда они активно застраивались, в 1830- 40-е годы появилась новая улица, которую впоследствии стали называть Бахметьевской по имени Николая Ивановича Бахметьева - саратовского помещика и композитора. В 1954 году, в год 300-летия Переяславкой рады, улица была переименована в честь Богдана Хмельницкого, а в апреле 1991 года улице было возвращено историческое название.

«Хоронили Н.И. Бахметьева, когда мне было восемь лет. Цинковый гроб несли с Аткарска на руках. А на горе Колпак встречали всем селом" (Из воспоминаний жительницы Новой Бахметьевки Лопуховой Галины).

Листая страницы старого альбома, я узнала одну из замечательных историй нашего края. Чтобы «не быть Иванами, не помнящими своего родства», важно помнить и соблюдать традиции своих предков и гордиться местом, в котором ты живёшь.



Главная | Новости | Правовое поле | Этическое поле | Переписка | Книжная полка | "Серебряное перо губернии" | Фотогалерея | О Нас | Контакты |
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика