Меню

Главная

Новости

Правовое поле

Этическое поле

Переписка

Книжная полка

"Серебряное перо губернии"

Фотогалерея





Погода в Саратове
Яндекс.Погода
Наши друзья

Саратовское региональное отделение "Союза журналистов России"


Наши друзья

Cоюз журналистов России


Наши друзья

Информационный портал для молодых журналистов


Наши друзья

Литературный интернет-журнал "Начинающий писатель".


Номинация конкурса: «Мир глазами детей»

Участвуйте в областном конкурсе юных журналистов

«Серебряное перо Губернии»

Учредителями Конкурса являются Министерство образования Саратовской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск».

Конкурс проводится совместно с Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» - при участии Института филологии и журналистики СГУ, при поддержке Министерства информации и печати Саратовской области.

Reформы образования

Сергей Шишенков, ученик 9 «Б» класса МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска Саратовской обл.

В традиционном понимании российской школы образование - формирование в человеке определённого образа. В зависимости от того, каким видится этот образ, формируется в государстве и концепция образования, цель которой - дать ясное представление о портрете выпускника школы.

Я выпускник школы. И это государственное мнение о моём «портрете», безусловно, мне любопытно. Но не «шкурный» интерес заставил меня поднять проблему нашей системы образования.

Вот когда-то был я пятиклассником. И, как всякий «молодой человек» школы, серьёзно, то есть со всей ответственностью, относился ко всему, что меня образовывало. Особенно быстро, помню как сейчас, начинал я взрослеть на классных часах, которые, с лёгкой руки нашей классной руководительницы, вёл отец Александр. Его беседы были нелёгкими для меня, часто хотелось дать дёру, и послушным я, конечно, становился только минут на 40 минут - не более, но, чувствую я, благодаря и этим, в частности, урокам послушания Свиньёй под Дубом я не вырос.

Пять лет тому назад российская школьная система неоднозначно относилась к союзу светского образования и религиозного просвещения. Что же могло произойти в нашем обществе, что заставило Министерство образования и науки РФ обязать общеобразовательные учреждения во всех субъектах РФ с 2012 года ввести учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Почему в последнее время увеличивается число открываемых православных гимназий?

Мне кажется, общество и государство сделали выбор: не образование воспитывает - воспитание образовывает.

Рад ли я, обучающийся и в перспективе будущий отец, этому государственному выбору? Не знаю. Я согласен: путь к образованию через воспитание короче. Но каким должно быть это воспитание? Религиозно-нравственным? Просто нравственным? Должно ли светское образованное опираться на богатые православные (в частности) педагогические традиции и опыт?

В социальных сетях народ активно обсуждает реформу образования. Я начитался. Вот часто задаваемые вопросы. Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии? Какие вопросы религиозных культур будут изучаться, какие - нет? Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла? Как оценивать знания по вводимому курсу? Будут ли привлечены к процессу преподавания представители религиозных культур?

Как видите, людей встревожила возможность преподавания в школе вероучения.

Интересно, встревожился ли учитель, кому выпала участь преподавать курс ОРКСЭ. Какую оценку этому курсу он даёт?

Я обратился с вопросами к Евдокимовой Ларисе Геннадьевне, учителю сош №1 г. Хвалынска.

- Лариса Геннадьевна, как вы считаете, насколько важен для школьника курс ОРКЭС.

-Этот предмет воспитывает в детях духовность, заставляет их всегда помнить о нравственности, уважительно относиться к разным религиям, учит отличать религии от сект.

-Лариса Геннадьевна, в социальных сетях этот школьный курс активно обсуждается. Высказывается мнение: преподавание религии может заставить ребёнка отречься от светской жизни, от мира. Видите ли Вы опасность курса?

-Курс не предусматривает обучения религии. Он ориентирован на общее знакомство с разными религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями; не включает специальных богословских вопросов. Светский характер курса не подразумевает посещения культовых сооружений.

- Лариса Геннадьевна, разве можно оценивать заложенные в человеке основы морали, веры?

-Мы не подходим формально к оценке успеваемости. Оцениваются только творческие работы учеников.

Что ж, как я понял, новый школьный курс призван раскрывать нравственные проблемы человека, общества, мироустройства.

Но разве уроки литературы не дают нам такой же возможности погружения в мир души, жизни, бытия? Разве уроки литературы далеки от уроков воспитания сознания?

Что же такое – православные, например, уроки, православное обучение вообще?

На мои вопросы согласился ответить директор и духовник православной гимназии г. Хвалынска, настоятель Крестовоздвиженского храма священник Виталий Колпаченко.

-Отец Виталий, вы по образованию педагог, историк. Вы инициатор образования в нашем городе православной гимназии. Почему Вы пришли к выводу о необходимости её образования?

-Гимназия должна воспитывать в детях стержень: он поможет им в разных ситуациях не сломаться, не уклониться. И этот стержень – крепкая вера во Христа. Это долгая работа. И это воспитание веры невозможно донести только одним предметом. Это воспитание веры не может быть «раз в неделю». Оно должно быть ежедневным, из года в год, оно должно быть непрерывным. Важно единство школы, семьи, церкви. Дети посещают храм. Таинство церкви помогает им понимать бытие. Я надеюсь, наступит тот момент, когда не учителя приведут их в церковь, а дети сами придут в храм, понимая, что без него не могут жить.

- Отец Виталий, а на какое будущее своих гимназистов Вы рассчитываете? Они станут батюшками, матушками, юристами, пожарными...

-Я бы очень желал, чтобы они были направлены к Христу и к исполнению Его воли. Кем они станут в жизни, для меня не так важно. Главное, чтобы они исполнили волю Божью в понимании предназначения своего, в определении своего места в жизни. В каждом поступке, и при выборе жены например, главное – исполнять волю Божью.

- Отец Виталий, а трудности в работе с детьми есть и в православной гимназии?

-Трудности связаны с характером каждого ребёнка. Кто-то надулся, обиделся. А ведь надуться можно и на математике! Православие на это не влияет. Всё от проявления гордости. Дети не хотят поступать по послушанию.

- Я прочитал у Вас на сайте: «Православная гимназия - общеобразовательное учреждение, в котором сочетается современное естественнонаучное и гуманитарное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием; дополнительными дисциплинами, преподаваемыми в гимназии, являются Закон Божий и церковнославянский язык. Занятия начинаются с общей молитвы детей». Скажите, пожалуйста, гимназисты тянутся к познанию вопросов веры?

-Кто-то тянется, кто-то нет. У всех разные интересы. Кому-то скучно, кому-то нет. Но мы стараемся преподнести всё как можно лучше.

-Отец Виталий, к Вам в гимназию приходят какие-то особые дети? У Вас есть условия приёма детей в гимназию?

- Условие одно – искреннее желание родителей воспитывать детей в духе православной церковности и в соответствии с уставом гимназии. Отличаются ли ученики светской школы от учеников гимназии, не знаю: у меня мало контактов с учениками 1-4 классов городских школ.

Я решился поговорить об этом с самими гимназистами и их учителями.

- Ребята, а вы чем-нибудь отличаетесь от ребят светских школ?

- Они похожи на нас, только неаккуратны и недисциплинированны.

-У вас в гимназии лучше, чем в школах?

-Лучше. Никто не бегает, не бесится, не дерётся, не ругается. Мы спокойные. Нас мало. А в школах толпа, в которой все теряются.

Я задал вопрос Арине Николаевне Курмашовой, учителю православной гимназии:

-Арина Николаевна, хлопотно ли работать с гимназистами?

-Нет. В них нет распущенности и избалованности. Они сдержанны, стараются вести себя красиво, потому что вера воспитывает в них нравственное поведение.

- Как Вы считаете, Арина Николаевна, игра стоит свеч?

-Безусловно. Православная гимназия поможет восстановить нравственную культуру, заставит вспомнить ценность саморазвития.

Насколько убедительными кажутся мне в своих размышлениях представители светской и православной школы? Появляется ли во мне желание государственно «отреформироваться», «отформатироваться»?

Православная гимназия стремится воспитать в детях духовный стержень. Светская школа на уроках ОРКСЭ старается сформировать духовную культуру и мораль общества, восстановить целостность отечественной истории.

Я думаю, реформы в системе образования направлены на то, чтобы я, выпускник школы, определился с целью образования. И какова же эта цель? Воспитание в себе нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

Я человек скромный. Я смотрю на свою бабушку, всю жизнь проработавшую в школе. Я считаю её нравственным, ответственным, инициативным, компетентным гражданином России. Я знаю, что в её время были бы неприемлемыми сегодняшние образовательные реалии.

-В советское время мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами, - вспоминает она. - Нас воспитывала детская организация. Воспитывала делом.

С другой стороны, и православные уроки не такое уж и новшество в отечественном образовании. Первые православные уроки были введены у нас в середине 16 века, во времена Ивана Грозного, и целью их было – учить грамоте детей духовенства и мирян.

Как любому школьнику, в штыки принимающему любые эксперименты с собой, мне хочется всем реформам говорить «нет». Но, поразмыслив, надо признать: власти небезразлично будущее страны, она печётся о портрете россиянина.

Сергей Шишенков



Главная | Новости | Правовое поле | Этическое поле | Переписка | Книжная полка | "Серебряное перо губернии" | Фотогалерея | О Нас | Контакты |
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика