Меню

Главная

Новости

Правовое поле

Этическое поле

Переписка

Книжная полка

"Серебряное перо губернии"

Фотогалерея





Погода в Саратове
Яндекс.Погода
Наши друзья

Саратовское региональное отделение "Союза журналистов России"


Наши друзья

Cоюз журналистов России


Наши друзья

Информационный портал для молодых журналистов


Наши друзья

Литературный интернет-журнал "Начинающий писатель".


Номинация «Мир глазами детей»

Участвуйте в областном конкурсе юных журналистов

«Серебряное перо Губернии»

Учредителями Конкурса являются Министерство образования Саратовской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования для детей «Поиск».

Конкурс проводится совместно с Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» - при участии Института филологии и журналистики СГУ, при поддержке Министерства информации и печати Саратовской области.

Национальный ответ

Петрошенко Бэлла, ученица 11 «В» класса МАОУ «Гимнгазия № 1» г.Саратов

Национальный вопрос, в общем, всегда был на повестке дня: национальные розни терзают душу планеты не одно тысячелетие. Пестрый национальный состав в одном государстве - всегда повод для лишних столкновений, идеологических как минимум. Решать проблему межнациональных конфликтов пытались часто, порой успешно, часто - провально.

Сегодня, особенно, в странах, считающихся «развитыми», поставленными на демократические «рельсы» изо всех углов слышится слово «толерантность» - потерявшее уже, кажется, своё значение, но употребляемое на каждом шагу. В школах проводятся классные часы, посвященные теме «толерантность». В законе этот вопрос также не остался незамеченным. Согласно пункту 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Госдума планирует в 2014 году принять правительственный законопроект, усиливающий уголовную ответственность за преступления, связанные с экстремистской деятельностью и возбуждением ненависти или вражды. Документ был внесен в Госдуму 22 июня 2013 года. Законопроектом предлагается установить нижний предел санкции по части 1 статьи 280 ("публичные призывы к экстремизму"), связанной со штрафом, — предлагается установить его в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей (сейчас просто до 300 тысяч), а лишать свободы можно будет на четыре года (сейчас — до 3 лет).

А могут ли разные народы уживаться друг с другом? Или проблема непохожести никогда не разрешится? Вопрос вечный – т.к. он коренится в сущности человека (причём любого!): мы не любим всё, что на нас не похоже, что не соответствует нашим представлениям. От ответа зависит возможность гармонии в многонациональных государствах, которых на современной карте мира не так уж и мало. Скорее всего, способность уживаться зависит только от менталитета народов, ассимилирующихся между собой. Ярким примером мирной ассимиляции является переселение восточных славян (наших предков) на территорию финно-угорских народностей в 7 веке н.э., с которой классически и начинается повествование истории России. Этот мирный сплав объясняют миролюбивым нравом обеих сторон, слившихся воедино. Так что теперь уже непонятно, славянская внешность – это её исконная или приобретенная? Если говорить о Российском государстве, оно изначально складывалось как многонациональное, приобретало территории бывшей тюркоязычной Монгольской Империи, созданной Чингисханом, при Иване Грозном.

Однако негативных примеров уживания между народами гораздо больше … Армии многих великих империй распадались из-за разношерстного состава: Армия Персидской Империи, армия царя Ассирии Ашшурбанапала, Арабского халифата, Османской империи, Монгольской империи, Римской и Греческой. Вобрав в себя чужие народы с противоречащими интересами, невозможно было достичь побед – сказывалось элементарное отсутствие патриотизма…воевать на правах рабов или умереть – не было никакой разницы, отсутствовала какая бы то ни была мотивация.

Во время Великой Отечественной Войны в советской армии служили жители России, Кавказские народы, народы Прибалтики, Ближней Азии.

Гитлер, например, планируя свой блицкриг, рассчитывал именно на многонациональный СССР, который по его подсчётам должен был моментально развалиться. Разумеется, говорить о дружбе народов и совершенно забывать об обстоятельствах вхождения их в «Союз Нерушимый» тоже нельзя: Эстония, Литва и Латвия отнюдь не по собственному желанию стали нашими братьями – поэтому обвинять Гитлера в беспочвенных размышлениях было бы неправильно. Также, почти сразу же после начала войны начали возникать национальный движения, особенно в регионах, в которых обитали недовольные политикой СССР ещё в предвоенные годы. Самым крупным из них была ОУН – Организация Украинских Националистов, народы Чечни, Ингушетии, Крыма и Прибалтики тоже решили воспользоваться периодом войны, чтобы отвоевать у СССР свою независимость. Однако всем известно, что привело это к массовым депортациям народов-предателей в 1944 году (тема для вечных споров и обсуждений). В то же время, нельзя без учета мотивации рассуждать о неспособности сборной армии действовать совместно. Известно, что людей объединяет горе: народы СССР сплотились, другого выхода у них просто не было.

Но это взрослые, а дети в СССР играли во дворах, строили песочные замки и не волновало их, кто принес лопатку, а кто ведерко – национальные рамки были практически стерты и вместе с тем, от самобытной культуры никто не отказывался, традиции и обычаи всё же имели место быть. В мирной жизни не было столкновений национальных интересов, а если и были, то не в таких масштабах, как сегодня. Как ни странно, но объяснение приходится искать в экономике: в 2009 году Всероссийский Центр Изучения общественного мнения представил данные своего социологического опроса о том, как москвичи оценивают межнациональные отношения в столице и какие меры способны решить проблемы напряженности между мигрантами и коренными жителями. Результаты опроса показали, что материальное положение москвичей сильно отражаются на отношении к иммигрантам. Так, живущие достатке оценивают межнациональные отношения как спокойные и дружественные. В свою очередь те, кто оценили своё материальное положение как очень плохое, считают межнациональные отношения напряженными и конфликтными. Получается, ответ на вопрос достаточно прост: живущие в достатке не видят в иммигрантах конкурентов и наоборот.

В моём классе учатся дети разных национальностей: казахи, армяне, абхазы, русские, конечно же, в большинстве своём, но никаких распрей у нас не возникает, даже наоборот, т.к. каждый из представителей своего народа знает историю своей страны, мы обогащаем друг друга информацией на предметах истории, географии и от этого только увеличивается запас знаний в нашей голове. А ещё, каждый приносит часть своей культуры и менталитета, что очень разнообразит наш класс.

Что же касается современной межнациональной ситуации в России: в Генпрокуратуре РФ отмечают обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе. По данным ведомства, центром экстремистской активности остается Дагестан, при этом высокий уровень террористической угрозы сохраняется в Ингушетии, Чечне и Кабардино-Балкарии. "Незанятость и отсутствие постоянного источника дохода значительной части населения способствуют вовлечению граждан в ряды банд формирований экстремистской направленности, а также создают почву для попыток использования межэтнических противоречий для разжигания межнациональной розни", - вот что сообщает Ген. Прокуратура.

Глава Чечни – Рамзан Кадыров - считает, что национальный вопрос для России опаснее, чем терроризм. При этом он полностью поддерживает недавно предложенные депутатами антитеррористические меры, в частности, предлагающие ужесточить наказание за теракт, ввести по ряду статей УК пожизненное заключение.

Подводя итог своих рассуждений, хочу сказать: в современном мире, бесспорно, существует две тенденции: интеграция и дифференциация, однако если следовать радикально и выбирать только один путь, то ни к чему хорошему прийти не получится. Кажется, нет такой области жизни, такого вопроса и проблемы, для которой не подходило бы правило «золотой середины»: каждый народ, несомненно, должен сохранять свою самобытность, иначе, утратив индивидуальность: язык (в первую очередь), традиции, особенности мировоззрения, мир поблекнет. В то же время, как показывает история, обособление ведет к бесконечным войнам и спорам, что не просто плохо с этической точки зрения, но и опасно для развития международных отношений.

Петрошенко Бэлла



Главная | Новости | Правовое поле | Этическое поле | Переписка | Книжная полка | "Серебряное перо губернии" | Фотогалерея | О Нас | Контакты |
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика